Заказ талонов: 8 (017) 317-33-30

Горячая линия: 8 (017) 363-07-74

Факс: 8 (017) 354-96-08

Вызов врача на дом: 8 (017) 378-62-48
8 (017) 363-74-60
8 (017) 365-42-94

Телефон доверия: 8 (017) 364-07-78

Справка: 8 (017) 365-14-42

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Первый год жизни. Как развивается ваш малыш. На что обратить внимание…

Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок.

В течение первого года жизни важен каждый месяц в развитии малыша, в каждом из них можно проверить, правильно ли формируются тело и психика малыша, овладел ли он необходимыми навыками и умениями.

Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые могут быть оценены вами, родители, даже без участия специалиста. Проверяя, преуспел ли ваш малыш в своем развитии, все ли освоил, будьте внимательны и терпеливы. Ведь знания и умения не приходят вдруг, они формируются медленно и только с вашим участием.

Если все в порядке, можно двигаться дальше, не забывая «повторять пройденное». Если есть трудности, надо вовремя успеть «подхватить» ребенка, обратиться при необходимости к специалистам.

Итак, проверьте, как складывается развитие эмоциональных реакций вашего малыша [2 с.8]:

  • Возникает первая мимолетная улыбка в ответ на обращения взрослого (1месяц);
  • Быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение (2 месяца);
  • Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение (3 месяца);
  • Часто и легко возникает «комплекс оживления» (4 месяца);
  • Громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое общение (4 месяца).

Проверьте, как развивается зрительное восприятие вашего малыша [2 с.34]:

  • Удерживает в поле зрения движущийся предмет – ступенчатое следование (10 дней);
  • Удерживает в поле зрения лицо взрослого или неподвижный предмет (18-20 дней);
  • Плавно прослеживает за движущимся предметом или отклоняющимся лицом взрослого (1 месяц);
  • Длительно смотрит на лицо взрослого или привлекший внимание предмет (2 месяца);
  • Длительно следит за движущимся взрослым или игрушкой (2 месяца);
  • Длительно смотрит, находясь в вертикальном положении на руках взрослого, на лицо говорящего с ним человека или показываемую игрушку (3 месяца);
  • Узнает мать, радуется (4 месяца);
  • Отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого (5 месяцев);
  • Различает предметы по форме – отличает кубик от кирпичика (12 месяцев);
  • Узнает на фотографии знакомого взрослого (12 месяцев);

Обведите то, что малыш уже умеет делать. Следующее за ним умение и будет тем, чему нужно научить малыша.

Очень скоро после рождения малыш начинает реагировать на различные звуки, и в первую очередь – на голос матери. Так же быстро, как развивается зрительное восприятие малыша, формируется и слуховое.

Проверьте, как развивается слуховое восприятие ребенка [2 с. 56]:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке (10 дней);
  • Успокаивается при сильном звуке, перестает плакать (18-20 дней);
  • Прислушивается к голосу взрослого или звуку игрушки (1 месяц);
  • Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (2 месяца);
  • Делает «ищущие» повороты головы при длительном звуке и находит его (4 месяца);
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (4 месяца);
  • Узнает голос матери или близкого человека (5 месяцев);
  • Различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи (5 месяцев);
  • По-разному реагирует на свое и чужое имя (6 месяцев)
  • Извлекает различные звуки из  игрушек и предметов – бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и предметы (6 месяцев);
  • Находит невидимый источник звука в окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя (7 месяцев);
  • Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию (9 месяцев).

Обратите внимание, как складывается предречевое развитие вашего малыша [2 с.71]:

  • Ребенок издает отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение взрослого (1 месяц);
  • Повторно произносит отдельные звуки (2 месяца);
  • Гулит (3 месяца);
  • Подолгу певуче гулит (4 месяца);
  • Произносит отдельные слоги – начало лепета (6 месяцев);
  • На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (7 месяцев);
  • Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки (7 месяцев);
  • На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 месяцев);
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 месяцев);
  • Громко, четко и повторно произносит различные  слоги лепета (8 месяцев);
  • На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9 месяцев);
  • Знает свое имя, оборачивается на зов (9 месяцев);
  • Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете (9 месяцев);
  • По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их (10 месяцев);
  • При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 месяцев);
  • Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете (10 месяцев);
  • По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и др. (11 месяцев);
  • По просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 месяцев);
  • Произносит первые слова-обозначения (11 месяцев);
  • Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 месяцев);
  • Выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 месяцев);
  • Понимает слово «нельзя» - прекращает действие (12 месяцев);
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 месяцев);
  • Легко подражает новым слогам лепета (12 месяцев);
  • Произносит 6 –10 облегченных слов (12 месяцев).

До года активно развивается двигательная сфера. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, развивается координация движений.

Проверьте, какие движения ваш малыш уже освоил:

  • Пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе (1 месяц);
  • Поднимает и более длительно удерживает голову, лежа на животе (2 месяца);
  • Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (3 месяца);
  •  При поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе (3 месяца);
  • Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого (3 месяца);
  • Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук (5месяцев);
  • Переворачивается со спины на живот (5 месяцев);
  • Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки (5месяцев);
  • Переворачивается с живота на спину (6 месяцев);
  • Передвигается, переставляя руки или немного подползая (6 месяцев);
  • Хорошо ползает – много, быстро, в разных направлениях (7 месяцев);
  • Сам садится и ложится (8 месяцев);
  • Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается (8 месяцев);
  • Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (9-10 месяцев);
  • Входит на невысокую поверхность или гору, держась за перила, и сходит с нее (10 месяцев);
  • Стоит самостоятельно (11 месяцев);
  • Делает первые самостоятельные шаги (11 месяцев);
  • Ходит самостоятельно, без опоры (12 месяцев).

Как развиваются движения пальцев рук [2 с.124]:

  • В 3 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью (3 месяца);
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки (4 месяца);
  • Четко берет игрушку из рук взрослого (5 месяцев);
  • Удерживает в руке игрушку (5месяцев);
  • Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую (6 месяцев);
  • В зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками (6 месяцев).
  • Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает их из одной руки в другую (6 месяцев);
  • Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее (7 месяцев);
  • Игрушками занимается долго и разнообразно действует  ними (8 месяцев);
  • Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает) (8 месяцев);
  • Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и пр. (10 месяцев);
  • Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др. (11 месяцев);
  • Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др. (12 месяцев).

 

Чтобы вам было легко ориентироваться, как развивается ваш малыш, предлагаем вам таблицу показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни, которую составили российские специалисты.

 

Возраст

Показатели развития

10-20 дней

Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение)

1 месяц

Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лежа на животе, пытается поднять и удержать голову.

2 месяц

Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.

3 месяц

Находясь в вертикальном положении способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживленно реагирует на попытки общения с ним.

Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.

При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого).

4 месяц

Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно ее рассматривать. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.

5 месяц

По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачиваться со спины на живот, ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.

6 месяц

Способен различать свое и чужое имя; берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяц

Активно занимается игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос «Где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьет из чашки.

8 месяц

Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. На вопрос «Где?» находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные раннее действия (например: «ладушки, «дай ручку» и пр.).

9 месяц

Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их местоположения. Знает свое имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.

10 месяц

По просьбе взрослого выполняет различные действия, открывает, закрывает, вынимает и пр. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

11 месяц

Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, надевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения («дай», «ав-ав», «на»).

12 месяц

Способен узнавать на фотографиях знакомых, выполнять  самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит  разученные действия с одного предмета на другой. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.). Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подража ет новым слогам, произносит до 10 слов.

 

Все эти навыки ребенок приобретает в общении с вами, в играх. Возможно, вначале многое из игровых действий вам предстоит делать за него, но не забывайте каждый раз предоставлять малышу возможность попробовать самому. Наблюдайте за своим ребенком, подмечая любой ответный сигнал, откликайтесь на него, ожидая повторных действий. Ищите способы разнообразить игру: меняйте игрушки, вносите элементы новых, веселых и забавных действий, меняйте место игры.

Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра либо невролога, но и у других узких специалистов, а также посетить при необходимости детского психолога и учителя-дефектолога (логопеда).

А еще, уважаемые родители, Вам в помощь небольшой список специальной литературы, где очень доступно излагаются авторами важные моменты, методы и приемы взаимодействия с малышом.

  1. Островская Л.Ф.  «Первый год жизни вашего ребенка». М., 1983
  2. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – Москва, 2003.
  3. Развитие с малого. Практикум для педагогов и воспитателей. Минск, МБОО «Здоровье в XXI век», 2010.
  4. Дмитриева В.Г., Новиковская О.А. 1000 обучающих игр и упражнений от 1 года до 5 лет. Москва, Санкт-Петербург, 2007.

Удачи вам!

 

Автор-составитель:

Новик Татьяна Николаевна,

учитель – логопед

Мы на карте